Гибкое перо: для кого? Для чего?
Просмотров: 18462После некоторого перерыва, вызванного новогодними каникулами моей музы, продолжим тему гибких перьев.
За прошедшие несколько месяцев попробовал полтора десятка винтажных перьевых ручек разных производителей, с разными по гибкости перьями. Некоторыми выводами, которые сформировались у меня после этого, хотя и ограниченного, но всё-таки разнообразного тестирования и поделюсь с вами.
Итак, кому нужна ручка с гибким пером.
Мне представляется, что ощутить и оценить все особенности и преимущества письма винтажной ручки, необходимо уже иметь опыт письма перьевой ручкой вообще. Просто для того, чтобы было с чем сравнить. А еще и потому, что винтажное гибкое перо (ручка) обладает рядом особенностей, которые необходимо иметь ввиду. И многие из них, по сравнению с хорошей ручкой выпуска после 1950-х годов, могут восприниматься недостатками, или, как минимум, считаться трудностями.
"Недостатки"
- Очень часто, иридиевый наконечник винтажного пера - малого размера. Он даже на шарик непохож. И форма пера на конце - довольно острая.
- Большинство винтажных ручек с корпусами из эбонита и некоторые, с корпусами из целлулоида, оснащены колпачками с вентиляционным отверстием. Вот через это вентиляционное отверстие перо и пересыхает довольно быстро. Не всегда, но часто. Речь не идет о том, что перо пересыхает за 10 минут. Но если Вы сегодня не писали этой ручкой, то завтра она может и не стартовать сразу после первого касания бумаги и необходимо будет дослать
патрон в патронникчернила к перу, нажав на рычаг системы заправки. Это несложно, и иметь ввиду нужно. - Обычно, подача чернил через фидер существенно больше, чем на современных ручках. Следствий два: чернила быстрее заканчиваются (лучше иметь запасной флакон на работе или походный флакон с собой) и ручку следует перемещать в сумке/портфеле более аккуратно (не бросать портфель с размаху на стол или куда-либо еще), чтобы чернила не выплескивались через перо в колпачок. Ничего особо страшного в этом выплескивании нет, просто салфеточку будьте готовы применить для приведения ручки в приемлемой чистоты состояние после таких тач-даунов.
- Иногда, гибкое (щедро разводящее свои зубцы) перо требует подбора чернил под себя и имеющиеся у вас могут и не подойти. С таким "требованием" встречался нечасто, раз или два, но было. И "засада" в том, что, часто, само перо очень нравится (мягкость, ширина линии, его звук :) и менять ручку (и перо) совсем не хочется. Вот тогда подбираем чернила.
Соответственно, винтажное перо, часто, не очень хорошо скользит по бумаге, зарывается в волокна. Но ведь хочется гладкого письма!
Выход - письмо на бумаге хорошего качества, с приличной гладкостью. Большинство бумаги офисного формата А4 обладают плотностью 80 г/м. Вот она-то и не подойдет. Нужна бумага плотностью от 90 г/м или чуть выше (100 или 120 г/м). Вот по ней-то можно писать и быстро и каллиграфию выводить и получать удовольствие как от получающихся линий, так и от приятного звука "пера по бумаге" с приемлемой гладкостью письма. Справедливости ради, необходимо отметить, что во времена выпуска этих ручек хорошая бумага была доступна далеко не всем (если вообще была доступна бумага сравнимого с современным качества) и люди писали этими же перьями по любой имеющейся бумаге. Писали и считали это в порядке вещей. Но в том то и дело, что мы с вами избалованы товарами высокого качества (в сравнении с 1-й половиной века 20-го), которые доступны многим... В общем, хорошую бумагу интересному перу рекомендую.
А нам все равно
Вышеупомянутые особенности винтажных перьевых ручек, на самом деле, не так уж и страшны, в реальной жизни. Бумагу купили (обзор рекомендованной бумаги готовлю), чернила подошли или подобрали, ручку в портфеле не бросаем.
И вот тут-то начинается письмо. И этому письму я готов простить все "особенности" самой ручки. А собственно, что хорошего в письме винтажом?
Письмо-знакомство
Каждая (заметьте, каждая) ручка с винтажным гибким или полу-гибким пером вызывала у меня следующий сценарий знакомства: ручка пришла, осмотрел, заправил, пробую писать, минут через 20-30 очнулся, посмотрел вокруг :) Письмо винтажом настолько затягивает, что забываешь о реальности вокруг, погружаешься в процесс письма, рассматривания того, что получилось, снова пишешь, меняя силу нажатия и положение ручки, снова удивляешься написанному. Просто радость новых ощущений!
Письмо регулярное
После того, как ты насладился первоначальными ощущениями, несколько дней писал новой (для тебя) ручкой, уже привыкаешь к твоему новому образу выражения себя на бумаге, приходит другое применение ручки с гибким пером. У меня приходит, как у вас, поделитесь, пжлста.
И ощущение это таково: да, восхитительность линии, меняющей свою ширину, замечательна, но вот эта вариативность ширины требует довольно неспешного выведения красивых слов (или формул и рисунков) и эдакой "каллиграфией" ты занимаешься не так уж и часто в течение обычного дня. Но и это неважно, так как даже просто, без излишнего нажима, быстрое письмо по служебной или личной необходимости винтажным пером делает твои записи "живыми". Секрет этой живости. опять же, в гибкости и мягкости винтажного пера. Ведь, когда мы пишем, то все равно, в зависимости от буквы, положения руки, нажимаем перо по разному и мягкое гибкое перо дает небольшую, но такую оживляющую вариативность линии письма, что сначала ты и не понимаешь, а что же изменилось в твоем письме, что твои мысли, выводы и правки стали более значительными и выразительными!
Сравните сами линии любимой мной ручки Sailor с пером F-4 (тонкие и равномерные) и линии гибкоперых ручек Moore 72 и Waterman 52 1/2v (письмо без нажатия, обычное, с обычной скоростью).
Записи, сделанные ручками с гибким пером, кажутся "живыми"! Причем, для самого творца этих записей, живость письма еще более ярко проявляется во время самого процесса - буквы и другие символы блестят еще не высохшими чернилами, делая записи еще более выпуклыми. Впечатления непросто передать словами, это надо видеть!
Вместо резюме
Конечно же, когда мы говорим о письме гибким пером, то к практическим характеристикам для регулярного письма (стабильность и гладкость, ширина линии без нажатия, эргономика ручки в руке) добавляются эстетические (совсем не практичные) - эмоции от самого процесса письма - визуальное восприятие (во время письма и после), мягкость пера и его расширяемость при нажатии. И больший эффект от новых ощущений получат те, кто уже имеет опыт письма перьевой ручкой с обычным пером, просто сравнивая гибкое перо и ваше привычное.
После- и предисловие
Отдельные обзоры винтажных ручек с гибкими перьями будут, без сомнения. Они все разные, и по эргономике, и по характеристикам перьев,и по системам заправки.
Вышеприведенные мысли изложил в качестве некоторого обобщения (предисловия) к этим обзорам.
Где купить
Тут ожидаемо - онлайн аукционы и доски объявлений. Зарубежные. Цены на гибкоперые ручки весьма различаются, и в зависимости от характеристик самого пера, и от раскрученности (известности) брэнда и редкости конкретной модели ручки. Можно найти приятнейшее перо и за 50 долларов и за 180 евро. В первом случае, скорее всего будет малоизвестный брэнд, с лотереей по характеристикам самого пера и состояния ручки (корпус, система заправки). Во 2-м случае это должна быть качественно отреставрированная ручка, которая, несмотря на возраст в 80-100 лет (!!!) прослужит вам еще не одно десятилетие.
Альтернатива?
Означает ли, что если вы хотите писать ручку с гибким пером, то альтернативы винтажным ручкам нет?
Альтернатива, как несколько раз упоминалось ранее, практически одна - Pilot Falcon (FA) или Pilot Elabo (Falcon Elabo). И для обычного письма на каждый день, с очень нерегулярным использованием гибкости пера они подходят больше (более прочные корпусом, с традиционной картриджной системой заправки). Но если вы хотите получить максимум эмоций от эстетики гибкого пера, то да, винтаж и только винтаж.
Когда-то, погрузившись в тему перьевых ручек и узнав про существование Pilot Falcon и Elabo, сам "загорелся", очень хотел заиметь такую. Попробовал несколько раз у товарищей, восхитился еще больше, еще больше захотел и почти уже купил.
И тут на глаза попалось предложение винтажного Waterman (возможно, сделаю обзор, со временем), годов эдак 1930-х. Причем продавец честно мне написал, что перо полу-гибкое, но не самое полу-гибкое, играет не в высшей лиге. Пришло, заправил, опробовал. С тех пор ни Falcon, ни Elabo не беспокоят :) Они, для меня, играют в другой лиге, не в высшей, и даже не в первой :)
Винтаж? Да!
— 4 — RSS
Добрый день. Можно Вас попросить перечислить здесь ручки на которые стоит обратить внимание с похожими показателями, хочеся именно винтажный экземпляр с полугибким пером, скажем варианты от 150 до 200 долларов.
Моделей с полугибким пером и много и немного. Причем надо смотреть, чтобы конкретная модель была именно с гибкмм пером, они не всегда с гибкими перьями продаются.
Mabie Todd Swan, Swallow, BlackBird
Waterman 52, 12, 92
Moore разные
Eversharp
В ближ.время выложу в микромагазтине несколько гибкопёрых ручек. Заходите или напишите через форму обратной связи - пришлю инфо.
Ищущих рекомендую обратить внимание на Noodler's! Не продаю и не рекламирую, просто имею такие (несколько). До их приобретения из полугибких знал только отечественный советский винтаж "Олимпиада 80" (СОЮЗ). Очень рекомендую и советую не проходить мимо! После заправки и начала пробы пера отлип от процесса через час где-то. Очень необычные ощущения. Смотришь на почерк (у меня (не хвалюсь)не испорченный), а он объемный становится, с нажимом, очень эффектно!!!!
Здравствуйте, как здесь зарегистрироваться?